test
| фигура | РАЗМЕРА | квадрат | фона | всего | фигуры | точку | картине | Черный | уменьшается | выступает | фоне | поверхностью | Плоскость | изображения |
  • Sitemap
  • Contact
  • ЖИЗНЬ БЕЗ РАЗМЕРА
  • Логотип
  • нейминг
  • ТРУДНОСТИ плоской жизни
  • Феномен левого и правого в картине.
  • Композиция Весы.
  • Черный квадрат.
  • Как смотреть
  • Белый квадрат.
  • Контур.
  • Черный квадрат на сером фоне.
  • Серый квадрат на черном фоне
  • Выступающее пространство.
  • Картинное пространство
  • О СЕКСЕ И ВЛЕЧЕНИИ
  • Феномен фигуры и фона.
  • Тональная перспектива.
  • Оборачивающиеся картинки. Скачок размера.
  • Обратная перспектива.
  • Феноменальное восприятие.
  • Ссылки по дизайну
  • Контакты
  • Черный квадрат.

    Черный квадрат.

     

     Из трех возможностей восприятия черного квадрата на белой бумаге: квадрат принадлежит плоскости бумаги, врезан в нее; квадрат — это часть черного фона, который находится за бумагой и виден сквозь отверстие в ней; и, наконец, черный квадрат несколько выходит из толщины бумаги и повисает над ее поверхностью, мы, как утверждают психологи, выбираем третью (ил. 13а, 13Ь).

     

    Как ни странно, мы воспринимаем эту простую картинку имен но как квадрат, выступающий из бумаги. Пустое пространство в этом случае беспрепятственно продолжается под квадратом. Ровная поверхность в нашем восприятии стремится сохранить

    свою целостность. То же самое относится и к любой линии или фигуре, изображенной на бумаге. Точка или линия не разрезает эту поверхность, а как бы лежит на ней

    В этом заключается принцип простоты, предложенный гештальт-психологами. ««Свободу поверхность получает только благодаря третьему измерению. Для зрительного образа на сетчатке не имеет никакого значения, расположена ли линия внутри плоскости или перед ней. Поверхность модели, когда она способствует более простой структуре, будет выглядеть трехмерной, а не двух мерной»*.

    То есть из трех описанных возможностей глаз выбирает решение, отвечающее самой простой структура

    Уже отмечалось, что белое мы воспринимаем перспективно как далекое, а черное — как близкое (основа тональной перспективы). Иначе их называют отступающим и выступающим цветами (в живописи эту роль играют холодные и теплые цвета).

    Итак, черный квадрат принадлежит плоскости рисунка (плоское восприятие), но одновременно воспринимается в пространстве перед этой плоскостью, он выступает из нее (илл. 14)

     

    Но что самое интересное — выступает он не на те миллиметры, о которых говорят психологи, а на вполне ощутимое расстояние. (Это мы докажем ниже.)

    Здесь А — плоскость изображения. В — иллюзорное положение черного квадрата. Пусть черный квадрат выступает из плоскости рисунка на определенное расстояние, при этом он не может

    изменить свой угловой размер — выйти из конуса зрения. Но тогда черный квадрат при своем выдвижении вперед уменьшается по сравнению с размерами, которые он имеет в плоскости изображения А. И уменьшение это тоже вполне реально. Если мы обнаружим его в конкретных примерах, тогда наше предположение верно: квадрат действительно выступает, а не отступает, то есть воспринимается близким, а не далеким.

    Надо лишь помнить о том, что выступает не рисунок с квадратом и тем более не сам квадрат как объем в реальном пространстве, а всего лишь изображение квадрата, а это совершенно разные вещи. Перемещение реальных предметов в трехмерном пространстве и их изображений в иллюзорном пространстве картины не имеет ничего общего. Реальный предмет увеличивается, когда находится близко, и уменьшается вдали. Изображение предмета уменьшается, когда движется к зрителю, и увеличивается, когда движется от него. Только в последнем случае «движение» это не осуществляется реально, оно воображаемое, это иллюзия пространственною восприятия плоского изображения.

    Тот факт, что изображение объекта увеличивается в иллюзорном пространстве, когда удаляется от наблюдателя, и уменьшается, когда приближается, — наверное, самое парадоксальное свойство картины и вообще плоского изображения, оно абсолютно противоречит житейской логике.

    Необходимо напомнить, что наше восприятие изображения состоит из двух восприятий: одно из них чисто зрительное, другое — рациональное. Зрительное восприятие отличается тем, что оно полностью лишено логики. Для него нет узнаваемых объектов на картине, все они только геометрические фигуры и цветовые пятна. Это восприятие обобщенное, беспредметное. Его следует назвать естественным или даже объективным, потому что оно наиболее всего адекватно языку изображения. Хотя «естественность» эта достигается с трудом и в полной мере присуща только художнику. Отметим, что зрительное восприятие может и ошибаться, мы называем это зрительными иллюзиями.

    А рациональное восприятие, наоборот, основано исключительно на распознавании, оно «видит» в геометрических фигурах

    и цветовых пятнах только узнаваемые объекты и их расположение в воображаемом пространстве картины.

    Чаще всего глаз говорит одно, а сознание представляет себе другое, то есть два восприятия вступают в конфликт. И прежде всего это относится к восприятию плоского изображения. Будем предполагать, что именно рациональное восприятие видит в плоском изображении «настоящее» глубокое пространство. Эго его работа, и только оно на это способно. Зрительное восприятие тому противоречит.

    Картинное пространство воображается сознанием, оно только отчасти похоже на настоящее. Вместе с тем степень этой похожести такова, что на картине, а тем более на фотографии благодаря ее дотошной реальности мы видим настоящих людей (в том числе и самих себя), настоящие пейзажи и настоящие предметы.

    Напомним еще раз основной феномен картины, «чудо» плоского изображения: объект на картине способен находиться одновременно в двух положениях. Чудо — в этой одновременности, в привычном мире она невозможна. Каждое из двух восприятий дает свое видение плоского изображения: как двухмерного и как трехмерного. Конфликт двух восприятий разрешается таким образом, что мы воспринимаем оба эти варианта именно одновременно, отсюда и возникают два равноправных положения одного и того же объекта в пространстве картины. Отсюда же и требование сохранения углового размера двух изображений.

    Итак, черный квадрат выступает вперед из белой бумаги и потому уменьшается. Именно уменьшается, а но увеличивается. Невероятно трудно представить себе подобное восприятие «перевернутого» пространства рисунка или картины.

    У многих авторов можно встретить противоположное восприятие черного квадрата — как отступающего, как провала, дырки в плоскости бумаги. Восприятие черного квадрата далеким, конечно, сознательное, рациональное. В жизни мы привыкли к тому, что объекты, удаленные от источника света, погружены в тень, то есть чаще всего черное по смыслу — это действительно дальний план, фон. Или, скажем, черное небо ночью; правда, с ним загадка — то ли оно далекое, то ли близкое

    Другая причина — кажущееся уменьшение размеров черного квадрата. Жизненный опыт подсказывает: «раз он уменьшен, значит, находится дальше», то есть отступает, а не выступает. Так и происходит в реальном пространстве. Но, как мы уже знаем, в пространстве изображения совершенно другие законы: выступающая фигура уменьшается, а отступающая увеличивается. Это невозможное, непредставимое пространство. Так что жизненный опыт в данном случае — не лучший советчик.

    Позднее мы докажем, что черный квадрат действительно выступает из бумаги вперед, и, более того, определим величину это го выступления.

    Механизм восприятия картинного пространства будет подробно рассмотрен в одной из следующих глав

    фигура   РАЗМЕРА   квадрат   фона   всего   фигуры   точку   картине   Черный   уменьшается   выступает   фоне   поверхностью   Плоскость   изображения   пространство   фона   белой   фигурой   черного   Белый   восприятия   порядок